Кризис непослушания 3-х лет

«Свинки замяукали…, кошечки захрюкали» (кризис 3-х лет)

 Детское непослушаниеCобираясь в детский сад, чувствуя, что время стремительно убегает, а малыш почему-то, "копаясь", сидит на кровати или в прихожей, мама задает ему вопрос: «Ты почему не одеваешься?» И слышит в ответ: "Я не пойду, у меня колготки грязные". Или: "А они не хотят одеваться" - это про ботинки, поставленные наоборот. На попытку мамы объяснить, что колготки чистейшие, поменять их на другие, помочь с одеванием ботинок «правильно», - на любое такое действие следует бурная реакция со стороны малыша, цель которой доказать, что "все не так, как думает взрослый".

Вариантов ответов ребенка превеликое множество. Но, к сожалению, даже очень хорошо просвещенные родители «попадаются на эту удочку» настолько, что начинают нервничать, спорить, ругаться. Исключением могут стать те, у кого это уже не первый ребенок, или те, кто побывал в роли няни трехлетки. Такие зачастую прерывают свою речь на полуслове и активно «включаются в игру», потому что им становится ясно, что «час икс» (кризис 3-х лет) пришел. Остальным сложнее, особенно тем, кто даже не слышал о «правилах игры». А они на самом деле очень и очень просты.

Почему ребенок начинает вести себя таким "странным" образом? Почему начинает вредничать, зачем ему это? Разгадка чрезвычайно проста.

Как и любой подросток в определенное природой время, малыш в возрасте примерно 3-х лет испытывает желание "перекроить мир на свой лад". Он подвергает проверке все, что уже стало для него привычным: правила, нормы поведения. Пытается спровоцировать взрослых, проверяя их психическую устойчивость. Правда, арсенал доступных ему средств не так велик. Речевая «вредность», препирательства – то, что по силам ребенку. Тем более речь была освоена им лишь недавно, а, значит, хочет узнать все ее возможности.

И здесь со стороны взрослого требуется выдержка и следование правилам повседневной жизни. То есть, если перед тем, как сесть за стол, требуется мыть руки, а перед выходом на улицу в холодную или ветреную погоду – надевать шапку, то эти правила должны неукоснительно соблюдаться. И именно тогда, когда малыш проверяет «мир и его обитателей на прочность», от поведения родителей зависит то, как быстро «опыты» ребенка придут к логическому завершению. И он снова станет, как прежде, милым и послушным.

Но помимо спокойной требовательности, можно еще больше помочь малышу в его непростых исследованиях.

Есть множество стихов, в которых описывается "переворачивание" привычных ситуаций, например стихотворение "Путаница" К.И.Чуковского, а также много стишков на эту тему в фольклорных подборках.

Опережая возникновение конфликта, предлагайте ребенку игру "Делать все наоборот". Например: "Давай сегодня все делать наоборот. Я тебе скажу: "Паша, не мой руки!" А ты – помоешь. Я скажу: "Сегодня на улицу не пойдем!" А ты что должен сделать?" Это достаточно легко, а ребенку нравится просто невероятно. Такая игра отвечает его внутренним потребностям. А от взрослого требуется лишь включиться в игру и время от времени хмурить брови, деланно возмущаясь: "Вы только посмотрите! Ему сказали, что на улицу не идем! А он уже успел одеться!" Только улыбаться вовремя тоже не забывайте. Слишком хорошие актерские способности взрослого могут внушить ребенку, что все это уже не игра. Если так произойдет, важно почувствовать это и с улыбкой тихим спокойным голосом напомнить: "Мы же договаривались поиграть, помнишь?"

Хорошо иногда немного менять правила игры, чтоб она не успела надоесть. Например, маму называть папой, девочку – мальчиком, рыбку – птичкой. Выглядеть это будет примерно так: "Смотри, какие рыбки сидят на дереве! Давай-ка их посчитаем!" Ребенок быстро сообразит, что от него ждут возражений, и будет ждать следующих фраз с нетерпением. Можно менять слова, добавляя к существительным увеличительные суффиксы: "Сегодня у нас на обед не суп, а супище", "на прогулку оденем не шапку, а шапище". Лучше будет, если все «увеличенные» слова будут говориться более «толстым» голосом, и наоборот.

Замечательно, если начав играть таким образом, вы будете находить все новые и новые варианты игры. Ведь она длжна быть не средством манипулировать, заставлять, а именно игрой, целью которой является помочь малышу справиться со своим внутренним "хочу наоборот". Для этого ему надо просто хорошенько прочувствовать различные грани "а что будет, если сделать иначе?"

Тут важно, конечно, связь с ребенком, взаимопонимание. Тогда вы обязательно почувствуете, что игра ему надоела, в этом случае нельзя настаивать на продолжении.

Результатом такого творческого отношения к проблеме станет то, что у ребенка будет развиваться речь, воображение, чувство юмора, доверие к вам. Ну, и тот самый кризис трех лет пройдет почти незамеченным.

Поделиться в соцсетях