У ребёнка плохая память и он медлительный

Моему сыну 10 лет, он перешел в 5-й класс. Он все делает очень медленно, и у него плохая память. Что делать?

Прежде всего следует отметить тот факт, что переход ребенка из начальной школы в среднюю — это для него сложная, даже, можно сказать, стрессовая ситуация. Прежде всего, возрастает учебная нагрузка, так как появляются новые предметы. Если раньше был один учитель, который преподавал большую часть предметов и параллельно выполнял функции классного руководителя, то теперь каждый педагог ведет свой предмет. Отныне не только ребенку необходимо учитывать мнения и критерии оценки разных преподавателей, но и педагогам также требуется некоторое время, чтобы присмотреться к ученикам, лучше узнать и понять их личностные и интеллектуальные особенности. При этом у детей нередко возникают трудности с успеваемостью, и важно понять, с чем связаны возникающие сложности, что происходит с ребенком, чем можно помочь ему в данной ситуации.

Для того чтобы разобраться, как реагировать на медлительность ребенка и как развить его память, необходимо, прежде всего, выявить причины этой медлительности и проанализировать индивидуальные особенности памяти ребёнка.

Итак, почему ребенок делает все очень медленно?

Первая причина может быть связана с тем, что ребенок с самого рождения отличался медлительностью, но теперь, при переходе в среднюю школу, эта его особенность стала наиболее заметна. В этом случае медлительность отражает физиологическую особенность нервной системы, которая определяется преобладанием процесса торможения над процессом возбуждения. Это то, что дано ребенку природой и что кардинально изменить невозможно. Особенность нервной системы откладывает отпечаток на все сферы развития, поведения и деятельности ребенка, в том числе и на его память.

В этом случае родителям и учителям, взаимодействующим с ребёнком и организующим его обучение, можно дать следующие рекомендации.

  • Давайте ребенку для работы столько времени, сколько ему необходимо.

Обычно медлительным ребятам необходимо больше времени, чтобы начать что-то делать, собраться с мыслями и ответить на вопрос, вспомнить то, что необходимо, переключиться с одного вида деятельности на другой. Период "врабатываемости" или подготовки у них значительно больше. Это абсолютно нормально, так как связано с биохимическими процессами организма. Если постоянно подгонять ребенка и держать его в напряжении, приговаривая, что время вышло, что он опаздывает, что нужно делать все быстрее, ваши слова возымеют обратный эффект. Ребёнок начнет нервничать и переживать, что не успевает, — и это еще в большей степени будет тормозить его деятельность.

  • Дайте возможность ребенку самому выбирать, чем он будет заниматься и что ему нравится.

Взрослые часто принимают решения за своих детей: когда ребёнок пойдет гулять, сколько времени ему нужно тратить на домашнее задание, что необходимо сделать и в какой последовательности. Конечно же, они руководствуются лучшими побуждениями, но часто не дают детям проявить самостоятельность, активность и инициативу. В подобном случае ребенок привыкает быть ведомым и постоянно ждет импульса для начала своей деятельности из внешней среды — от родителей, одноклассников, учителей. Ему постоянно требуются напоминания, одергивания, просьбы, все необходимо повторять по несколько раз, так как слова пропускаются мимо ушей.

Выясните: может быть, вашему ребёнку непонятно, что он должен делать и какие у него обязанности. Сделайте ваши пожелания абсолютно ясными для него, четкими и понятными. Можно сесть вместе с ребёнком и составить список его дел, расписание на неделю, Таким образом, и вы сами, и ребёнок будете точно знать, когда какое задание нужно выполнить.

  • Составьте расписание, план необходимых действий на день.

Для ребят с данными особенностями очень важно иметь четкий режим дня и расписание. Когда ребенок самостоятельно или вместе с родителями заранее продумывает план и распорядок своего дня, он научается самостоятельно определять, сколько времени ему необходимо, чтобы выполнить то или иное задание. Это позволит ему отслеживать свой темп работы, научит мобилизовываться и быстро включаться в деятельность. Также школьник начнет понимать, что чем быстрее он выполнит требуемое задание, тем больше у него останется свободного времени для отдыха, игр и совместного времяпрепровождения с родителями и друзьями.

Особенно важно соблюдать данное правило при подготовке домашнего задания. Если, например, необходимо выполнить упражнение по русскому языку, прочитать параграф и ответить на вопросы, решить задания по математике, где нужно произвести много действий, то такое большое задание необходимо разбить на шаги. Постепенное, пошаговое выполнение поможет ребенку быстрее сконцентрироваться на выполнении каждого конкретного «маленького» задания, увидеть свой успех. Полученный результат будет мотивировать ребёнка к дальнейшим действиям и в конечном итоге поможет ему справиться с общим заданием значительно быстрее.

  • Давайте только одно указание за один раз.

Если вы выражаете свою просьбу или пожелание большими и сложными предложениями, где сразу описано несколько действий, то медлительный ребенок запомнит начало и конец этого предложения, а середину просто забудет. Необходимо, чтобы ваши пожелания были понятными, ясными для ребёнка и короткими, ведь ему сложно удерживать в памяти большой объем информации.

  • Ожидайте и верьте, что ребенок сделает все в срок и вовремя.

Очень просто говорить ребенку, что он "копуша", "черепаха", "лентяй" или заявлять: "Ты никогда не бываешь готов вовремя..." или "Ты всегда опаздываешь". Такие языковые штампы закрепляются и негативно сказываются на формировании самооценки ребенка и его представления о самом себе. Обращайтесь к ребенку и относитесь к нему так, словно вы ожидаете и точно знаете, что он все сделает в срок и вовремя будет там, где это необходимо. Это поможет ему поверить в себя, в свои силы и стараться быть таким, каким вы хотите его видеть.

  • Хвалите ребенка за быстроту и эффективность.

Если постоянно обращать внимание на то, что ваш школьник делает неправильно, медленно, не вовремя, с чем он не справляется, и при этом не обращать внимания на его успехи и достижения, то ради чего ему стараться и прилагать усилия? Если ребенок что-то сделал быстро и эффективно, обязательно похвалите его. Скажите, что он молодец, что вы им гордитесь.

Выберите то, что вашему ребенку нравится больше всего, что для него важно, и поощряйте его. Таким образом вы закрепляете модель быстрого и эффективного поведения, которая как раз и необходима вам и ребёнку.

Вторая причина. Возможно, медлительность была совсем не свойственна ребенку раньше и стала обнаруживаться лишь в последнее время. В этом случае необходимо понаблюдать за ребенком, поговорить с педагогами и отметить, в связи с чем проявляется эта особенность. Может быть, это связано с новой и неизвестной для него деятельностью. Чаще всего ребенок значительно медленнее делает то, что у него пока быстро не получается. В этом случае стоит дать ребёнку время потренироваться в том, что ему необходимо, не торопить и не подгонять его, иначе он будет допускать большое количество ошибок, начнет сбиваться и может вообще отказаться от выполнения задания. Постепенно, с тренировкой, темп выполнения предлагаемых заданий будет возрастать, поэтому на приготовление школьных упражнений будет уходить значительно меньше времени.

Третья причина может быть связана с общим физическим недомоганием и плохим самочувствием ребенка. В этом случае необходима консультация специалистов, которые помогут улучшить физическое состояние ребенка. А когда проблемы со здоровьем будут разрешены, постепенно придет в норму и темп деятельности ребёнка.

Что касается "плохой" памяти ребенка — нужно признать, что нередко взрослые приходят к такому заключению, плохо понимая способы, с помощью которых ребенок запоминает информацию. Обратите внимание на следующие моменты.

Как ребенок учит уроки? Если он одновременно пытается выучить стихотворение по литературе, запомнить параграф по истории, вспомнить формулу по математике и пересказать правило по русскому языку, то вероятность того, что он все запомнит и ничего не перепутает, очень мала.

Важно, с одной стороны, в каждом материале выделять структуру. Это может быть план, рисунок, схема, свободный пересказ — все, что помогает ребенку запомнить основные ключевые моменты и понятия. С другой стороны, что-то выучить навсегда с первого раза сложно, поэтому любую информацию необходимо повторять. Например, можно задавать ребенку каверзные вопросы по пройденному материалу, подключать его знания и опыт к тому, что он изучает в данный момент. Тогда у него будет складываться общая картина, он значительно лучше сможет понимать логику и взаимосвязи в предлагаемом материале.

Важно, чтобы ребенок не заучивал материал, а понимал его, в этом случае информация значительно дольше сохраняется в памяти. Если ребенок уловил логику того, что ему необходимо запомнить, то он в любой ситуации сможет вспомнить суть, пересказать и объяснить ее своими словами.

Обратите внимание, как вашему ребенку легче всего запоминать самые простые вещи — имена, номера телефонов, время мультфильма или название нужной книги. Может быть, ему для этого необходимо обязательно записать, зарисовать информацию или повесить напоминание на самое видное место.

Возможно, для него важно про себя или вслух несколько раз проговорить то, что нужно запомнить. Может быть, он лучше всего понимает и запоминает материал, когда занимается посторонними делами — играет, чертит поля в тетради, переставляет предметы на столе, просто вертится на стуле. Такие на первый взгляд простые вещи помогут значительно лучше понять ребёнка и его особенности.

Кроме того, психологи отметили, что чем больше различных способов человек использует для запоминания, тем лучше сохраняется информация. Например, ребенку необходимо выучить стихотворение. Его можно читать вслух, написать большими буквами и развесить по квартире, записать на магнитофон и прослушивать, можно придумать на каждое слово свой жест и движение, можно нарисовать картину, где изображается суть происходящего.

И еще: при подготовке домашнего задания родителям вместе с ребенком стоит не только подробно разбирать все неусвоенное на уроке, но и идти на шаг впереди. В этом случае ребенок получит представление о том, чем он будет заниматься завтра в школе, и значительно лучше поймет логику и ход рассуждений учителя. Если не дать ему такого запаса, очень быстро накопятся пробелы, а догонять таким детям особенно трудно.

Поделиться в соцсетях