Нужен ли детский сад до школы?

Стоит ли ребенку посещать детский сад до школы или можно развивать его вне специального учреждения?

Для подавляющего большинства современных детей посещение детского сада — естественная ступенька перед школой. Но малыши по-разному переживают этот этап своего развития. Принимая решение о том, где расти и развиваться малышу, начиная с трех лет и до похода в школу, родителям стоит иметь в виду следующие моменты.

  • Посещение малышом детского сада не только освобождает время родителей, оно важно и для гармоничного, естественного развития самого ребёнка. В детском саду он получает возможность развиваться на новом уровне, в контакте со специалистами и другими детьми, что не всегда возможно дома.
  • В детском саду обучение и развитие малыша проходит более организованно и целенаправленно, чем в домашних условиях.
  • Малыш привыкает к своим новым ролям, учится устанавливать более "официальные" отношения со взрослыми — это важно для его последующей адаптации к еще более сложным школьным условиям. Многие матери отмечают, что, занимаясь с ними, малыш хуже усваивает учебные навыки — чтение, письмо, счет, — больше отвлекается, капризничает. Это естественно: ребенок просто не воспринимает маму как педагога, она ближе, безопаснее, эмоциональнее. Почему же не оставить себе эту приятную роль, а задачи обучения не доверить профессионалам?
  • В детском саду малыш обычно легче усваивает правила и нормы поведения, привыкает к режиму своего дня, становится более организованным. Конечно, эти важные качества могут развиваться и в домашних условиях, но родителю обычно труднее справиться с этой задачей.
  • И наконец, возможно, самое главное: в детском саду малыш приобретает важнейшие навыки, связанные с развитием сферы общения, учится устанавливать контакты, отстаивать свои права, "примеряет" на себя роль друга. Этот опыт чрезвычайно важен, и компенсировать его общением с няней или гувернанткой крайне трудно.

Вообще развитие эмоционального мира малыша, его способность регулировать свое состояние, общаться со сверстниками, следовать правилам — чрезвычайно важное дело. Не менее важное, чем приобретение им интеллектуальных и учебных навыков, которые бывает эффективнее развивать индивидуально.

Период адаптации к детскому саду для одних ребят проходит безболезненно, другим привыкать к новому образу жизни оказывается довольно сложно. Причем эти трудности проявляются не только в поведении ребёнка, но и в его физическом состоянии, в участившихся болезнях! И это происходит не только потому, что в детском учреждении малыши чаще простужаются или подвергаются инфекциям. Не стоит забывать и о том, что участившиеся болезни могут иметь психологические причины. И если малыш заболел через неделю после перехода к новой жизни, не спешите ставить диагноз — "несадиковый".

А вот если болезни действительно прекращаются в праздничные или выходные дни, если воспитатель говорит, что ваш сын или дочка все время грустит и ни с кем не играет, если ребёнок стал беспокоен и раздражителен, стоит подумать о той степени напряжения, с которой ему приходится справляться, посещая детский сад.

Но и здесь могут быть различные варианты решений. Не бывает детского сада "вообще", есть конкретные и очень разные учреждения с различным уровнем комфортности, различным отношением педагогов-воспитателей. И если вы еще не нашли "свой" садик, то стоит подумать о смене учреждения или поговорить с воспитателями о сложностях детского характера и попытаться вместе преодолеть барьер нежелания принимать более сложную и насыщенную жизнь.

Если все же адаптация к этой новой жизни оказывается чрезмерно сложным испытанием для всей семьи, болезни, страхи, слезы не прекращаются и привыкания не происходит, стоит оградить ребёнка от непосильных для него переживаний и травм. А приняв решение не отдавать малыша в детский сад, в любом случае обязательно постарайтесь дать ему возможность приобрести опыт общения, работы в группе, следования инструкциям. Без навыков такого рода малышу гораздо труднее будет адаптироваться к школьным условиям.

Поделиться в соцсетях