Агрессия - норма или патология?

Проявления агрессивности в возрасте 8-ми лет — норма или патология?

Агрессивное поведение ребёнкаАгрессивное поведение в различных его формах может проявляться в любом возрасте и зависеть от ряда причин. Наиболее яркий всплеск агрессивного поведения наблюдается в периоды так называемых возрастных кризисов, а именно в возрасте 3 лет и в подростковом возрасте, который охватывает период развития от 10—11 лет до 17—18. В то же время начало возникновения, проявления и формы агрессивного поведения будут зависеть от индивидуальных особенностей ребенка, от особенностей нервной системы, от условий жизни и круга общения.

Агрессия также бывает ситуативно обусловленной: она возникает при определенных обстоятельствах в различные периоды развития ребенка.

Особенности темперамента ребенка могут также приводить к формированию способов поведения, которые воспринимаются как агрессивные. Дети с холерическим типом темперамента очень активны, разговорчивы, не всегда способны адекватно воспринимать окружающих, им свойственно перебивать, отвлекаться, сложно сидеть на одном месте, что порой создает впечатление неуважения к окружающим. В таких случаях необходимо учить ребенка партнерскому общению, развивать саморегуляцию и большую чувствительность к особенностям других людей. ..

Агрессия часто возникает, когда у ребенка нет «знания» того, как можно реагировать в трудных ситуациях, нет опыта успешного преодоления конфликтных ситуаций. Иногда агрессия оказывается защитной реакцией на происходящее. Если человек воспринимает ситуацию как опасную, то агрессия носит «защитный» характер. Для преодоления возникающих трудностей важно развивать у ребенка уверенность, позитивное представление о себе, адекватную самооценку.

Агрессивные реакции могут перениматься ребенком, если в его окружении «так принято»-. Это характерно для подросткового возраста, так как помогает подростку включиться в среду сверстников, стать «своим», а это позволяет ему получать поддержку, чувствовать одобрение.

Изменение особенностей поведения требует специальной, целенаправленной работы. Большую роль играет взаимодействие с родителями. Необходимо обращать внимание ребенка на его и свои чувства, побуждать к разговорам на тему о том, что он чувствует в данный момент времени, что привело его к таким действиям или словам, как можно было сказать или поступить по-другому, чтобы прийти к эффективному решению. В то же время очень важно говорить и о своих чувствах, о том, что вам неприятно, когда он ведет себя таким образом, о своей злости или раздражении.

Важно не вступать в конфронтацию с ребенком, не настаивать на том, чтобы он поступал именно так, как вам это нужно, но стараться вместе находить оптимальные решения в сложившейся ситуации. При этом необходимо всегда с уважением относиться к мнению ребенка, выслушивать, принимать его и высказывать свое отношение к нему максимально уважительно. Это будет способствовать формированию чувства собственной значимости ребенка, а также моделированию соответствующего поведения с вашей стороны.

На заданный вопрос можно ответить однозначно: проявление ребенком агрессивности — не патология. Но ситуация требует обязательного внимания и целенаправленной работы.

Таким образом, при работе с детской агрессией прежде всего необходимо:

  • обучать агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
  • обучать детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
  • отрабатывать навыки общения в различных конфликтных ситуациях.

Поделиться в соцсетях