Строптивость ребёнка

Почему ребенок такой вредный? Резко возник период, что он перечит всем и сам себе.

Вредность, строптивость ребёнка часто вызывают у родителей растерянность и недоумение: что же случилось?

Причин такому поведению может быть несколько — в зависимости от возраста и особенностей воспитания ребенка.

Так, если малышу от 2 до 4 лет, то такое поведение связано, вероятнее всего, с "кризисом 3-х лет". Ребенок становится все более активным в познании мира, и это проявляется в его поведении. Он хочет быть более самостоятельным, но не знает, как этого добиться, поэтому пробует различные формы поведения, «проверяет» взрослых на терпимость. Ребёнок как будто все время ищет ответ на вопрос: «А что будет, если я схожу туда, потрогаю вот это, возьму вон то...».

Такое поведение получило специальное название — детский негативизм. При резкой форме негативизма дело доходит до того, что от ребенка на всякое предложение можно получить противоположный ответ. Например, взрослый говорит: «Это платье черное». И получает в ответ: «Нет, оно белое». А когда говорят: «Оно белое», ребенок отвечает: «Нет, черное». Стремление противоречить, сделать или хотя бы сказать наоборот — это и есть негативизм в собственном смысле слова. При этом поступать ребёнок может тем самым образом, какой предлагает взрослый: негативизм касается именно отношений со взрослыми, но не самих действий, которые совершает ребёнок.

Как реагировать на такое поведение? Можно пойти несколькими путями — например, соглашаться с тем, что вам не нравится, чтобы получить обратную реакцию («Не мой руки!» — ребёнок вымоет руки, «Не ешь кашу!» — ребенок съест ее с удовольствием). Если дело не касается принципиальных вопросов безопасности, то можно соглашаться с ребёнком в его выборе: пусть он сам решит, синий или зеленый свитер надеть, яблочный или персиковый йогурт съесть. Тем самым вы дадите ему понять, что уважаете его самостоятельность.

Другое дело — принципиальные вопросы, прежде всего связанные со здоровьем и безопасностью, здесь стоит проявлять твердость и настойчивость, объясняя ребёнку недопустимость того или иного поведения. Это же касается и агрессивных проявлений — попыток ломать что-либо, драться, кусаться. Не стоит считать ребёнка, ведущего себя таким образом, злым или вредным. Просто обязательно надо дать ему сигнал, что вам неприятно такое поведение, что сломанная игрушка или разбитая ваза теперь не могут быть полезны.

Второй этап «нормативного» негативизма — подростковый возраст. Снова все совершается и говорится наперекор, из чувства противоречия. Только теперь это чаще всего касается вкусов в одежде и музыке, распорядка дня, привычек и пристрастий. И снова ребёнок «проверяет» близких на их терпимость, уважение к его мнению, устанавливает для себя границы допустимого и возможного.

Важно уважительно относиться к подростку, обсудить с ним те сферы, в которых он может принимать решения сам, и те, что не под-лежат обсуждению. Его растущая самостоятельность приносит ему сейчас немало трудностей, отнеситесь к этому с пониманием — ему действительно трудно определиться с выбором, что и как делать. А ваша авторитарная позиция только усугубит ситуацию, обида на непонимание и придирки со стороны взрослых добавят эмоциональности во внутренние переживания подростка, укрепят его псевдосамостоятельность: "Они все равно никогда меня не поймут, их взгляды устарели". В том же случае, если ребёнок найдет в вас скорее союзника, получит поддержку, для него и для вас кризис пройдет гораздо легче.

Если ваше чадо из хорошего, воспитанного ребёнка вдруг превратилось во «вредину», не спешите наказывать его. Присмотритесь по-внимательнее — и для вас станет очевидно, что с ним происходит, что за противоречия возникают у него внутри, когда он спорит с вами и сам с собой.

Поделиться в соцсетях