Как реагировать на детские фантазии

Как реагировать на детские фантазии — разуверять ребенка, объясняя, что его мир — вымысел, или поддерживать его в этой фантазии?

Детские фантазииМир ребенка невозможно представить без фантазий. Про некоторых взрослых говорят: «Он настоящий ребенок!» — имея в виду способность фантазировать и мечтать, как это делает ребенок.

Для ребенка 4-6 лет фантазии — это один из способов познания мира. У ребенка есть потребность расширять свою еще далеко не полную картину мира. Но в силу нехватки информации ему приходится домысливать ее, сочинять то, чего он еще не знает. В фантазии ребенок имеет возможность путешествовать в разных пластах информации, представляя себе возможный ход событий. Ребенок еще не осознает, что он знает, а чего — нет. Поэтому взрослым детские фантазии представляются нереалистичными и забавными.

Период детского фантазирования — это явление не только нормальное, а даже обязательное. Фантазия может отражать то, чего не хватает ребенку в реальной жизни. Например, малыш из не очень обеспеченной семьи придумывает, что его семья стала богатой. Если ребенку не хватает общения, он может придумать себе друга (вспомните всем хорошо известных персонажей Карлсона и Винни-Пуха).

В содержании фантазии необходимо прочесть, чего именно недостает ребенку, дефицит чего он восполняет в фантазии, какая его потребность не находит достаточного удовлетворения в реальности. Например, ребенок может «напридумывать» про работу папы.

Можно предположить, что, во-первых, у него есть потребность в общении с сильным, умным отцом и ему не хватает отцовского внимания, а во-вторых, видимо, про его работу ребенок практически ничего не знает и таким образом восполняет недостаток информации. Бывает так, что в фантазии отражается противоречие, конфликт, который гложет ребенка. Например, достаточно часто встречающаяся фантазия детей в ответ на строгость родителей состоит в том, что это родители чужие, не их собственные. Есть потребность иметь добрую любящую маму, а мама ругает, наказывает, — значит, это не моя мама, чужая. Важно анализировать содержание фантазии: почему именно сейчас и именно такая фантазия пришла в голову ребенку, что он таким образом пытается определить для себя.

Если в дошкольном и младшем школьном возрасте фантазии — явление абсолютно нормальное, то уход в фантазии подростка заставляет насторожиться. Маленькие дети еще не всегда могут обозначить, в чем они нуждаются, не осознают неполноту своих знаний. Но в подростковом возрасте ребенок уже ясно понимает, когда он уходит в сказку, придумывает то, чего не существует. Например, девочка-подросток может нафантазировать, что у нее много друзей и что на нее обращают внимание все мальчики класса, хотя в действительности она вообще ни с кем не общается и испытывает чувство одиночества и отверженности. Фантазии подростка всегда касаются реальных вещей, которые в воображении могут быть представлены в гипертрофированной форме. Таким способом подросток уходит от решения важных проблем в нереальный, воображаемый мир, где с проблемой справиться легче. Поэтому если взрослый заметил, что подросток явно фантазирует, придумывает несуществующие события, значит, речь идет о болезненном вопросе, с которым ему не под силу справиться в реальности. Здесь стоит работать с причиной — учиться в реальной жизни преодолевать те сложности, с которыми пришлось столкнуться.

Поделиться в соцсетях