Что должен уметь делать ребёнок к 3-м годам?

Что должен уметь делать ребенок к 3 годам? Как в этом возрасте учить с ребенком буквы?

Способности малыша в 3 годаВ этот период ребенок не только растет, но и изменяется. Он становится очень любознательным и самостоятельным, требует больше внимания со стороны взрослых. В три года малыш уже имеет достаточно обширный круг знаний об окружающем мире — он познакомился с ним через собственную деятельность и общение, с помощью книг и мультфильмов. Это уже маленький человечек со своим характером, мнением и логикой, которая иногда поражает взрослых.

Необходимо обратить внимание родителей на следующее: в этом возрасте развитие ребенка, как никогда, зависит от взрослых. Освоение новых форм деятельности и поведения во многом связано с теми возможностями, которые создаются в окружении ребенка.

1. Область познавательного или интеллектуального, развития рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия). Степень развития психических процессов к трем годам можно оценить по следующим признакам:

•ребенок знает 1200—1500 слов, не только знает и понимает слова, обозначающие реально воспринимаемые «сейчас» предметы, но и представляет образы предметов, которые не находятся непосредственно в поле его зрения;

•усвоил основные грамматические закономерности предложений и, строя предложение, использует местоимения, существительные, глаголы и иногда прилагательные;

•знает 5—6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник);

•знает 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный);

•знает такие понятия, как "один — много", "большой — маленький", понимает предлоги "на", "под", "за", "перед", "в";

•может сложить по представленному образцу картинку из 3-5 частей, начинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад);

•отгадывает загадки, слушает сказки, рассказы, стихи, заучивает их;

•рисует, лепит, занимается аппликацией или конструированием, чаще всего с помощью взрослого.

Все дети развиваются разными темпами, многое зависит от темперамента ребенка, оттого, сколько времени родители проводят с детьми, как общаются с ними. И неумение малыша сегодня выполнить какое-либо из вышеперечисленных заданий вовсе не означает, что он отстает в развитии.

Так как ребенок к трем годам уже должен говорить, то, очевидно, что он готов к тому, чтобы познакомиться с алфавитом. Обучение буквам в данном возрасте должно быть для ребенка игрой, интересным захватывающим действием, что требует от взрослых проявления творчества и нестандартных решений. Если малыш не испытывает никого интереса к "букашкам", которые нарисованы в книгах, не стоит его заставлять. Подождите, значит, время для этого еще не пришло.

2. Область социального развития включает в себя умения и навыки ребенка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми. В данном возрасте продолжают развиваться и совершенствоваться навыки самообслуживания, но большое значение приобретают и навыки общения и взаимодействия с другими людьми, в первую очередь со сверстниками.

Что касается навыков самообслуживания, к трем годам ребенок должен уметь:

•есть самостоятельно, соблюдая при этом гигиенические навыки и правила поведения;

•одеваться самостоятельно: справляться с молнией, застегивать крупные пуговицы, надевать обувь, хоть иногда не на ту ногу;

•знать последовательность раздевания и складывания одежды, замечать, что у него запачкана одежда, оторвана пуговица, развязался шнурок, и уметь попросить взрослых о помощи.

Сфера общения характеризуется следующим:

•ребенок начинает ощущать необходимость партнеров и приятелей для совместных игр;

•появляется способность играть не рядом, а вместе с другими детьми, воспринимать некоторые правила и подчиняться им;

•ребенок называет других по имени, понимает опасность и стремится избежать опасных ситуаций;

•«в уме» должен представлять себе то, о чем рассказывают взрослые, заранее видеть возможные результаты собственных действий, то есть уметь анализировать свои поступки, знать, почему именно эти действия он совершил.

Хотелось бы отметить, что в возрасте трех лет происходит очередной кризис развития, который чаще всего называют «Я сам». Малыш становится упрямым, хочет делать все самостоятельно — даже то, что ему явно не по силам. Теперь он старается разобрать и сломать все, что попадается под руку, не только из любопытства, но и чтобы проверить свои возможности и силы. Просыпается чувство собственности: «Я сам, и это все мое». Так что если ваш ребенок в три года вдруг стал жадным и вредным, не пугайтесь — это не навсегда!

Поделиться в соцсетях