Каждому родителю важно и полезно расширять свои представления об особенностях развития и взросления ребенка, уметь строить с ним конструктивные отношения. Наверное, все родители хотят этого, но не все знают и умеют. К сожалению, таких знаний не приобретешь ни в школе, ни в университете. 

Профессиональные детские психологи из Санкт-Петербурга, объединенные в одну команду — Центр психологического развития и обучения детей и подростков "Архитектура Будущего" — отвечают на вопросы родителей, касающиеся самых разных сторон развития и воспитания ребенка от рождения до окончания школы.

Какие игрушки надо покупать малышу до года?

Какие игрушки надо покупать малышу до года?

Игрушки для малышаИгрушка для ребенка первого года жизни — это не забава, а источник получения новой информации. За первый год жизни малыш проделывает колоссальный скачок в развитии. У него развиваются все виды чувствительности, координация движений и начальные элементы мышления.

Малышам нужны игрушки, которые способствуют развитию зрения, слуха, осязания, движений рук, координированных движений руки и глаза. Игрушка должна быть удобна для ребенка. Но вместе с тем понятие ее функционального комфорта относительно. Если игрушки имеют спокойный цвет (розовый или не-жно-голубой), малыш быстро привыкает к ним и перестает замечать. Кроме того, малыш еще не настолько хорошо различает цвета, чтобы воспринимать такие «неопределенные» цвета, как голубой и розовый. Игрушки должны побуждать ребенка к исследовательской активности, чтобы его рука тянулась к ним вслед за взором. Для каждого периода раннего детства предназначены свои игрушки, однако по своим функциональным возможностям они должны несколько опережать уже достигнутый уровень развития малыша.

В первую очередь в игрушках должны присутствовать красный, желтый, оранжевый и зеленый цвета. Уже на 1-2-м месяцах жизни над кроваткой ребенка необходимо вешать гирлянду из погремушек, мобили. Расположение элементов на гирлянде, учитывая особенности развития зрительной чувствительности новорожденного, должно быть следующим. В середине — красные, потом оранжевые, желтые, зеленые и с краю синие.

Для детей от 3 до 7-8 месяцев жизни наиболее важны дидактические игрушки, направленные на развитие основных видов чувствительности, а также на постепенное формирование произвольности действий малыша. Игрушки должны быть яркими, простыми по форме и желательно такими, чтобы сам ребенок мог в них что-то изменить. Хорошо, если с их помощью малыш сможет издавать какой-нибудь звук. Игрушки могут быть разными по рельефу (например, пластмассовый ежик полезен для формирования кожной чувствительности). Это могут быть всевозможные подвески с разноцветными кольцами, шариками, палочками, ежиками на шнурах. Изменяя положение шариков, взрослый может активно привлекать к ним внимание ребенка.

К середине первого года ребенок, случайно захвативший кольцо на такой гирлянде, начинает им манипулировать и тем самым раскачивать висящие сверху шарики, которые, в свою очередь, создают перестук. Ребенок видит результат действия своей руки, повторно добивается вызываемого эффекта. Тем сам развивается координация действий глаза, руки и уха. Данные игрушки направлены на то, чтобы ребенок научился управлять своим взором, следя за движущимися объектами. И даже если малыш еще не научился пользоваться руками, ему просто нравится смотреть на ярко окрашенные предметы, подвешенные над кроваткой.

В качестве варианта детские психологи предлагают над кроваткой уже 5-6-месячного ребенка прикреплять специально разработанные бусы-подвески. При перемещении бусины по шнуру вначале взрослым, а затем и самим ребенком меняется пространственная и цветовая композиция. Важно, чтобы мелкие детали свободно проходили через более крупные, и сначала взрослый, а потом и ребенок мог перемещать их. Также можно использовать подвеску с зеркалом. Ребенок видит в зеркале свое отражение, общается с самим собой, еще не зная, что это он, и видит другие детали пространства.

После 5-6 месяцев ребенку нравится держать предметы в руке, греметь ими, жевать их. Особенно хороши пластиковые игрушки (например, маленькие кольца, надетые на большое кольцо), потому что с них не сходит краска и их не прокусишь, как целлулоидные игрушки.

Подведем итог. До 8-месячного возраста для малыша хороши различные звонковые игры, погремушки, подвесные игрушки (например, мобили, «грохотушки»), что-то для кусания, игрушки, которые можно качать, с кнопочками для нажимания, вытягивания, кручения. Погремушки и игрушки с колокольчиком помогают расширить ориентировку малыша в звуках, тем более когда он сам будет издавать эти звуки и сможет «поэкспериментировать». Игрушки должны быть легкими, яркими и, конечно, более крупными, чем рот ребенка. Малышу 9-12-месячного возраста уже можно покупать книги с большими яркими картинками без мелких деталей.

Еще статьи...

  1. Как реагировать на капризы малыша?
  2. С какого возраста приучать малыша к горшку?
  3. Что делать, если малыш бьёт взрослых, а затем жалеет?
  4. Малыш часто переключает своё внимание
  5. Как развивать речь малыша?
  6. Что должен уметь малыш в 2 года?
  7. Что должен уметь делать ребёнок к 3-м годам?
  8. Как удовлетворить интерес малыша изучать алфавит?
  9. Ребёнок в 2 года очень энергичен
  10. Надо ли сдерживать бурные эмоции ребёнка?
  11. Дочка близко к сердцу принимает незначительные проблемы. Чем ей помочь?
  12. Как уберечь от тревог за школьные контрольные и экзамены дочку?
  13. Как можно помочь стеснительному ребёнку?
  14. Что делать если ребёнок холерик
  15. Сочувствие и сопереживание подростком
  16. Как реагировать на детские фантазии
  17. Дочка придумала себе друга
  18. Детские страхи
  19. Малыш боится самостоятельности
  20. Возрастные периоды детских страхов и как на них реагировать
  21. Как преодолеть страх перед школой?
  22. Вот придёт серый волк...
  23. Вспышка ярости у малыша
  24. Ребёнок и агрессия от телевизора
  25. Строптивость ребёнка
  26. Агрессивное поведение шестилетнего ребёнка
  27. Малыш дерётся со всеми
  28. Подросток вдруг стал агрессивен
  29. Агрессия - норма или патология?
  30. Как воздействовать на вызывающее поведение ребёнка?
  31. Домашнее воровство
  32. Ребёнок скрывает плохие оценки
  33. Надо ли наказывать ребёнка?
  34. Школьные драки
  35. Неправильное поведение и вредные привычки ребёнка
  36. "Нетрадиционные" проявления детской ревности
  37. Ревность и неприязнь между братьями и сёстрами
  38. Дочка скрывает друзей от родителей
  39. Дочка переживает из-за отношений с одноклассниками
  40. Сверстники моей дочери плохо на неё влияют

Поделиться в соцсетях