Учёба и успехи ребёнка

Учёба и успехи ребёнкаВопросы успехов в учебе и достижений в других областях — спорте, творчестве, изобретательстве — одни из самых волнующих для родителей. И это понятно, ведь каждому хочется испытывать гордость за своего ребенка. Да и для ребенка это важно: опыт побед и достижений благоприятно сказывается на его самооценке, планке дальнейших достижений, положительно сказывается на желании заниматься чем-либо. Но рядом с победами бывают поражения, успехи могут чередоваться с неудачами, а иногда последних бывает значительно больше.

Как помочь ребенку, как справиться с собственными переживаниями по поводу плохой учебы или отсутствия явных талантов? А еще важнее растить ребёнка так, чтобы побед и успехов все же было больше.

Проблемой становится ситуация, когда успехи и неудачи ребенка переносятся родителем на себя, воспринимаются им как собственные. Тогда наши эмоции становятся сильнее, мы оказываемся неспособными разумно воспринимать ситуацию. А значит, лишаем себя возможности помочь ребенку найти выход.

Чтобы помочь самому себе, стоит каждый раз задавать себе простой вопрос и честно отвечать на него: «Что, собственно, произошло? Мой ребенок стал лучше или хуже от того, что не справился с контрольной или не победил на соревнованиях? Это имеет решающее значение для его или моей жизни? Или просто мне неловко, стыдно, что он не оправдал моих надежд? Он просто продолжение меня, а мне важно всегда и везде быть успешным?..»

Помните, что именно вы способны оказать поддержку ребенку в тех случаях, когда ему что-то не удается, именно от вас он ждет помощи и совета, и не тратьте время и силы на эмоциональные переживания, а вместе ищите выход и решение ситуации.

Иногда стоит подумать о способности ребенка решать те задачи, которые мы перед ним ставим. Точно оценить «высоту планки», которую мы задаем, — тонкая и серьезная задача. Опасно ставить перед ребенком непосильные задачи — слишком сложная школа, обязательные победы или отличная учеба. Тем самым мы создаем для ребенка условия постоянного неуспеха, а значит, снижения самооценки, утраты веры в свои силы.

Вторая крайность также неполезна: если все дается слишком легко, не вырабатывается способность преодолевать себя, формируется заниженный уровень притязаний.

И еще об одной распространенной ситуации, связанной с успехами в учебе, спорте, творческих занятиях. Наиболее частым поводом обращения родителей младших подростков за консультацией к психологу становится проблема "исчезновения" интереса ребенка к учебе или другим занятиям. Обычно это происходит в возрасте 10-12 лет, иногда раньше или позже. На психологическом языке такая ситуация называется снижением или исчезновением мотивации. Причина чаще всего кроется в том, что ребенок, не достигая быстрого и легкого успеха в той или иной деятельности, предпочитает просто отказаться от нее, объясняя свое нежелание отсутствием интереса.

На самом же деле, чаще всего причиной становится именно страх оказаться неуспешным и нанести тем самым удар по своей самооценке. А если просто отказаться от активности, то и неудачи не произойдет. Надо сказать честно: восстановить утраченную мотивацию, вернуть интерес и желание заниматься чем-либо — очень сложная задача. И путь здесь один — терпеливо и настойчиво искать области, где ребенок может быть успешен, поощрять любое достижение, пусть самое незначительное.

Увидев, что справиться с ситуацией можно, получив конкретный результат, ребенок получит позитивное подкрепление своим усилиям и в следующий раз будет готов прилагать их. В самом лучшем случае достижения и успехи могут возродить интерес и к самой деятельности. Но родителям стоит набраться терпения и не ждать быстрого результата, путь этот не короткий и не легкий.

Поделиться в соцсетях