Воспитание малыша – процесс не только увлекательный, но и ответственный, это каждодневный и вовсе не простой труд. Конечно, быть родителями – это счастье, и это особенно понимаешь, когда ребенок, улыбаясь, говорит: "Как я тебя люблю!".

Природа дает ребенку задатки, воспитание делает ребенка человеком. Правильное воспитание приобщает ребенка к культуре, дает возможность ребенку войти в круг людей, может развить у ребенка уважение к себе и к людям, смелость и творчество, создать предпосылки для его здоровья и счастья.

Семья

Понятие детства самым естественным образом ассоциируется с семьей и родными людьми, которые окружают ребенка. И конечно, семья — первая и главная группа и круг общения ребенка, где закладываются основы всего дальнейшего развития и становления его личности.

Подробнее: Семья

Сверстники моего ребёнка

Ограничить жизнь и развитие ребёнка семейными рамками невозможно, это очевидно для всех. Расширение круга общения, приобретение опыта взаимодействия со сверстниками — необходимый и важный шаг в жизни каждого ребёнка.

Подробнее: Сверстники моего ребёнка

Учёба и успехи ребёнка

Учёба и успехи ребёнкаВопросы успехов в учебе и достижений в других областях — спорте, творчестве, изобретательстве — одни из самых волнующих для родителей. И это понятно, ведь каждому хочется испытывать гордость за своего ребенка. Да и для ребенка это важно: опыт побед и достижений благоприятно сказывается на его самооценке, планке дальнейших достижений, положительно сказывается на желании заниматься чем-либо. Но рядом с победами бывают поражения, успехи могут чередоваться с неудачами, а иногда последних бывает значительно больше.

Как помочь ребенку, как справиться с собственными переживаниями по поводу плохой учебы или отсутствия явных талантов? А еще важнее растить ребёнка так, чтобы побед и успехов все же было больше.

Проблемой становится ситуация, когда успехи и неудачи ребенка переносятся родителем на себя, воспринимаются им как собственные. Тогда наши эмоции становятся сильнее, мы оказываемся неспособными разумно воспринимать ситуацию. А значит, лишаем себя возможности помочь ребенку найти выход.

Чтобы помочь самому себе, стоит каждый раз задавать себе простой вопрос и честно отвечать на него: «Что, собственно, произошло? Мой ребенок стал лучше или хуже от того, что не справился с контрольной или не победил на соревнованиях? Это имеет решающее значение для его или моей жизни? Или просто мне неловко, стыдно, что он не оправдал моих надежд? Он просто продолжение меня, а мне важно всегда и везде быть успешным?..»

Помните, что именно вы способны оказать поддержку ребенку в тех случаях, когда ему что-то не удается, именно от вас он ждет помощи и совета, и не тратьте время и силы на эмоциональные переживания, а вместе ищите выход и решение ситуации.

Иногда стоит подумать о способности ребенка решать те задачи, которые мы перед ним ставим. Точно оценить «высоту планки», которую мы задаем, — тонкая и серьезная задача. Опасно ставить перед ребенком непосильные задачи — слишком сложная школа, обязательные победы или отличная учеба. Тем самым мы создаем для ребенка условия постоянного неуспеха, а значит, снижения самооценки, утраты веры в свои силы.

Вторая крайность также неполезна: если все дается слишком легко, не вырабатывается способность преодолевать себя, формируется заниженный уровень притязаний.

И еще об одной распространенной ситуации, связанной с успехами в учебе, спорте, творческих занятиях. Наиболее частым поводом обращения родителей младших подростков за консультацией к психологу становится проблема "исчезновения" интереса ребенка к учебе или другим занятиям. Обычно это происходит в возрасте 10-12 лет, иногда раньше или позже. На психологическом языке такая ситуация называется снижением или исчезновением мотивации. Причина чаще всего кроется в том, что ребенок, не достигая быстрого и легкого успеха в той или иной деятельности, предпочитает просто отказаться от нее, объясняя свое нежелание отсутствием интереса.

На самом же деле, чаще всего причиной становится именно страх оказаться неуспешным и нанести тем самым удар по своей самооценке. А если просто отказаться от активности, то и неудачи не произойдет. Надо сказать честно: восстановить утраченную мотивацию, вернуть интерес и желание заниматься чем-либо — очень сложная задача. И путь здесь один — терпеливо и настойчиво искать области, где ребенок может быть успешен, поощрять любое достижение, пусть самое незначительное.

Увидев, что справиться с ситуацией можно, получив конкретный результат, ребенок получит позитивное подкрепление своим усилиям и в следующий раз будет готов прилагать их. В самом лучшем случае достижения и успехи могут возродить интерес и к самой деятельности. Но родителям стоит набраться терпения и не ждать быстрого результата, путь этот не короткий и не легкий.

Еще статьи...

  1. Ребёнок рождается прожить собственную жизнь
  2. Расти вместе с ребёнком
  3. Эффективное взаимодействие с ребёнком
  4. Лебедь, Рак и Щука в вопросах воспитания
  5. Что такое хорошо...
  6. Родительская любовь
  7. Детская ревность
  8. Отдаём малыша в детский сад
  9. В отпуск с малышом
  10. Детское непослушание
  11. Почему ребенок плачет?
  12. Избегайте поводов для страха
  13. Малыш убирает игрушки
  14. Организация уборки в детской комнате
  15. Как преодолеть детскую агрессивность
  16. Запрет запрету - рознь!
  17. Запретить нельзя позволить
  18. Что делать, когда ребёнок капризничает?
  19. Не бойтесь истерик!
  20. Мамин хвостик
  21. Кризис с первого года малыша
  22. Кризис непослушания 3-х лет
  23. Что нельзя говорить малышу
  24. Важность для малыша умения владеть собой
  25. Агрессия и плохое поведение ребёнка
  26. Какие игрушки надо покупать малышу до года?
  27. Как реагировать на капризы малыша?
  28. С какого возраста приучать малыша к горшку?
  29. Что делать, если малыш бьёт взрослых, а затем жалеет?
  30. Малыш часто переключает своё внимание
  31. Как развивать речь малыша?
  32. Что должен уметь малыш в 2 года?
  33. Что должен уметь делать ребёнок к 3-м годам?
  34. Как удовлетворить интерес малыша изучать алфавит?
  35. Ребёнок в 2 года очень энергичен
  36. Надо ли сдерживать бурные эмоции ребёнка?
  37. Дочка близко к сердцу принимает незначительные проблемы. Чем ей помочь?
  38. Как уберечь от тревог за школьные контрольные и экзамены дочку?
  39. Как можно помочь стеснительному ребёнку?
  40. Что делать если ребёнок холерик

Подкатегории

  • Советы мамам и папам

    Подборка полезных советов мамам и папам касающиеся воспитания - вопросов послушания и уважения, требовательности и капризов. Это рекомендации, ответы на частые вопросы по воспитанию ребенка, которые делают ведущие специалисты в области детской психологии.

  • Вопросы и ответы

    Каждому родителю важно и полезно расширять свои представления об особенностях развития и взросления ребенка, уметь строить с ним конструктивные отношения. Наверное, все родители хотят этого, но не все знают и умеют. К сожалению, таких знаний не приобретешь ни в школе, ни в университете. 

    Профессиональные детские психологи из Санкт-Петербурга, объединенные в одну команду — Центр психологического развития и обучения детей и подростков "Архитектура Будущего" — отвечают на вопросы родителей, касающиеся самых разных сторон развития и воспитания ребенка от рождения до окончания школы.

Поделиться в соцсетях