Некоторые родители ошибаются, когда утверждают, что разговаривать с новорожденным — это пустая трата времени: он, мол, все равно ничего не понимает. Это далеко не так. Все ваши беседы с малышом не пройдут даром. Благодаря этим разговорам ребенок быстрее научится понимать вас, а в дальнейшем — говорить.
1. Внимательно смотрите на своего маленького собеседника.
2.Обращайтесь к ребенку по имени. Чем чаще малыш будет слышать свое имя, тем быстрее он начнет реагировать и отзываться на него.
3. Говорите просто и нараспев. Разговаривая с малышом, используйте простые предложения из 2-3 слов. Старайтесь не употреблять местоимения, так как они совершенно не воспринимаются ребенком в раннем возрасте. Например, вместо «я» говорите «мама», вместо «ты» называйте имя ребенка. Произнося слова, растягивайте гласные буквы: «Ма-а-ашенька хоро-о-ошая!» Так ребенок лучше воспринимает сказанное.
4. Говорите о том, что вы делаете. Например, если вы переодеваете малыша, то комментируйте каждое действие: «Мама снимает с Машеньки чепчик, мама надевает на Машеньку распашонку...»
5. Ждите ответа. При разговоре с малышом делайте небольшие паузы, чтобы ребенок мог как-то отреагировать на обращенную к нему речь.
6. Читайте вслух детские стишки - детям очень нравится слушать тихую ритмичную речь.
В развитии мышления и речи малышей особое значение отводится движениям руки. Считается, что чем подвижнее пальчики малыша, тем выше уровень развития его речи.
Современные врачи-психиатры проводят интересные тесты с малышами: ребёнка просят один пальчик, затем два, три и т.д. Если движения пальцев изолированные, значит, малыш уже научился говорить. Напротив, вялые, неизолированные движения пальев присущи неговорящим детям.
Начиная с 9 месяцев с малышом необходимо проводить занятия по тренировке пальчиков. Рекомендуется научить малыша катать шарики из пластилина, рвать бумагу на мелкие кусочки. Под присмотром взрослого можно разрешить малышу поиграть с мелкими предметами (буговичками, бусинками и т.п.).
В возрасте 1,5 лет учите малыша завязывать и развязывать узелки, застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки.
Очень хорошо тренируют детские пальчики народные игры-потешки.
Тренировку пальцев рук можно начинать с шести-семи месяцев. Еще раз повторим, что она стимулирует речевое развитие ребенка, особенно в тех случаях, когда имеется отставание в функционировании моторной стороны речи.
Пальчиковые игры нужно начинать с массажа кистей рук и пальцев ребенка. Необходимо производить разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
С девяти месяцев нужно проводить более сложные и активные упражнения для пальцев рук, с использованием различных предметов и приспособлений — шариков, палочек, пуговиц, шнурков и т. д. Особенно рекомендовано выполнение фигурок из пальцев, которое можно постепенно усложнять по мере взросления ребенка.
Приговорки и потешки, которыми сопровождаются игры, облегчают контакт с малышом, делают упражнения максимально эффективными, а также просто забавными и интересными. Дети постарше могут заучивать слова игр и повторять их вместе с вами.